Семьдесят лет назад американец Р. Вильсон предложил применять для облучения злокачественных опухолей пучки протонов. В 1954 году его идея была реализована в условиях исследовательской лаборатории на ускорителе протонов в Беркли (США). Результаты превзошли все ожидания! Сегодня в мире насчитывается более 50 «пушек». Протонная терапия при онкологии потихоньку вытесняет другие методы лучевой терапии и меняет стандарты в онколечении.
Революция в стандартах лечения протонной терапией
Много времени понадобилось, чтобы из лабораторий технология перешла в условия клиник. Первая клиническая установка заработала только в 1990 году в США. С тех пор более 80 000 пациентов прошли лечение протонной терапией — этого инновационного метода лечения опухолей. В настоящее время число центров протонной терапии в мире постепенно растет. Например, в США их уже 11. Сегодня протонная терапия рака понемногу вытесняет привычные методы лечения, в 29 странах центры онкологии уже перешли на лечение протонами.
Несмотря на это, протонная терапия при онкологии только вводится в массовое использование. Оборудование стоит дорого, поэтому и цены на лечение соответствующие. Минимальная сумма за курс лечения – 30 тысяч евро. Если у пациента диагностированы метастазы, случались рецидивы и осложнения, то эта сумма может быть увеличена до 75 тысяч евро. В Израиле сочетание протонной терапии при онкологии с другими видами терапии обойдется в сумму от 10 тысяч евро.
Сама установка занимает четыре помещения с оборудованием протонной терапии, которое представляет собой устройство для ускорения протонов (циклотрон), систему транспортировки пучка, гентри для возможности направить пучок протонов на любой участок тела пациента и систему позиционирования пациента со специальным столиком.
Сфера использования лечения протонной терапией постоянно расширяется. Это происходит не только из-за растущей доступности этого эффективного метода лечения большему числу пациентов в открывающихся клинических центрах по всему миру, но и прежде всего из-за прекрасных терапевтических результатов с низким риском нежелательных эффектов уже в процессе самого облучения.
Лечение протонной терапией используется как самостоятельный метод либо в комбинации с другими методами лечения: хирургическими, химиотерапевтическими, биологическими или иными радиотерапевтическими методами.
Физика исцеления протонной терапией при онкологии
В чем же отличие протонной терапии рака от любой другой лучевой терапии, например, фотонной? Ведь фотонные методы – киберножи и гамма-ножи – также считаются инновационными.
Проблема лучевых методов в том, что, проходя сквозь ткани к опухоли, лучи теряют свою энергию. Потеря эта, конечно, зависит от глубины залегания опухоли. Преимущество протонов в том, что они «теряются» значительно меньше, чем какие-либо другие виды излучения. Например, при залегании опухоли на глубине 38 см к ее центру доставляется 70-80% энергии пучка.
Другими словами, в противоположность классической радиотерапии, при облучении протонами сохраняются близлежащие здоровые ткани, поэтому этот метод исключительно подходит в таких случаях, как злокачественные опухоли глаза, опухоли в области позвоночника и основания черепа, а также опухоли головы, шеи, легких и простаты, когда повреждение здоровых тканей может привести к хроническим осложнениям. Снижение радиационной нагрузки на окружающие ткани позволяет увеличить дозу воздействия на опухолевый очаг и, таким образом, повысить шансы на успех в лечении протонной терапией.
И это еще не все. Протонный пучок в опухоли быстро тормозится и оказывает свое разрушающее действие только на опухолевые клетки. За опухолью энергия пучка падает до нуля. Здоровые ткани за опухолью, находящиеся на пути движения частиц, в отличие от классической радиотерапии, сохраняются полностью.
Современная технология в лечении протонной терапией позволяет воздействовать на опухоль протонными пучками с разных направлений и регулировать интенсивность облучения (IMPT – intensity-modulated proton therapy). Таким образом можно предохранить жизненно важные органы, расположенные в непосредственной близости к опухоли.
Пучками протонов можно лечить злокачественные опухоли, у которых возможности терапии другими методами ограничены. Прежде всего, это опухоли детского возраста, опухоли глаза и некоторых областей головного мозга. Кроме того, после лечения прочих опухолей протонным пучком наблюдается минимальное число осложнений, что делает этот метод облучения методом будущего.
Протонная терапия при онкологии может быть рекомендована для лечения всех локализованных опухолей, и особенно для опухолей с хорошо определяемыми границами в пределах одного органа. Эффективность нового метода при опухолях без метастазов достигает 95%.
Для протонной терапии рака Чехия и Германия к нам ближе всех
Чехия. Онкологический Центр протонной терапии (ЦПТ) в Праге. Это единственный протонный центр в Чешской Республике. Клиника полностью заполнена пациентами. Чтобы попасть на лечение протонной терапией, можно заполнить анкету на сайте. Пражский ЦПТ считается ведущим в мире инновационным онкоучреждением.
Германия. Центр протонной терапии Ринекера (RPTC). Стал первым в Европе клиническим центром протонной терапии при онкологии. С марта 2009 года по настоящее время Центр RPTC оказывает помощь немецким и иностранным пациентам, он назван в честь инициатора строительства – руководителя данной клиники, приват-доцента, доктора медицинских наук Ганса Ринекера.
В RPTC работают 5 установок, имеющих общую пропускную способность более 4000 пациентов в год. Передовое оснащение RPTC позволяет облучать опухоли, находящиеся на глубине до 38 см. В то время как другие подобные установки обладают меньшей энергией протонных лучей.
Япония. Больница Университета Цукуба. Здесь разработали так называемый способ «облучения, синхронизированного с дыханием», что стало прорывом в мировой науке. В 1983 году Университет Цукуба первым в Японии инициировал клинические исследования течения протонной терапией. С сентября 2001 Исследовательский центр больницы начал широкое применение протонной терапии. К настоящему моменту общее число пролеченных здесь онкобольных примерно 3000.
Самые высокие показатели демонстрируются в лечении рака печени – около 1000 случаев, за ними следуют рак легких и рак простаты. Способ «облучения, синхронизированного с дыханием пациента», разработанный в этом японском центре, сделал возможным протонную терапию печени и легких и вошел в мировые стандарты.
Кроме того, в области лучевой терапии рака, помимо протонного лечения, японские врачи активно используют лучевую терапию с изменяемой интенсивностью. Запланированное внедрение оборудования «борной нейтрон-захватной терапии» (БНЗТ) дает возможность проводить лучевую терапию более широкого спектра раковых опухолей.
БНЗТ позволяет эффективно разрушать опухолевые клетки, облучая их нейтронами, нацеленными на борсодержащие реагенты, которые были предварительно выборочно накоплены в опухолевых клетках.
В данный момент клиника планирует строительство оборудования БНЗТ рядом с Исследовательским центром медицинского применения протонной терапии при онкологии. По завершении строительства здесь смогут делать комбинированную терапию пучками заряженных частиц, используя оба способа.
Тайвань. Мемориальная больница Чангэн (МБЧГ). Это совершенно новый центр. 10 ноября 2015 года в Мемориальной больнице Чангэн (МБЧГ), расположенной в районе Линькоу Нового Тайбэя, был открыт первый в Тайване центр протонной и лучевой терапии. Это – шаг к повышению уровня лечения онкологических заболеваний в стране.
Центр располагает четырьмя кабинетами протонной терапии и 10 кабинетами рентгенотерапии. По данным МБЧГ, он способен предоставить услуги по лучевой терапии с помощью линейного ускорителя и лечения пучком протонов соответственно 3000 и 1500 пациентам в год.
Д-р Хун Цзи-хун, заместитель главного врача больницы, отметил, что протонная терапия при онкологии – один из самых передовых и высокоточных методов лечения рака в сегодняшнем мире.
«Использующее пучок протонов толщиной с карандаш специальное оборудование может точно воздействовать на опухоль, не повреждая нормальные ткани, – сказал он. – Энергия высвобождается только при достижении им заданной глубины в подлежащей воздействию зоне для прицельного уничтожения раковых клеток».
США. Центр протонной терапии ProCure в Нью-Джерси. Центр тоже довольно новый, он открылся в 2012 году. Здесь предлагают пациентам технологию PBS, которая обеспечивает ультратонкий протонный пучок, позволяющий проводить облучение опухоли с более высокой точностью, минимизируя при этом риск облучения окружающих здоровых тканей. Самая современная на сегодня технология протонной терапии рака называется universal nozzle.
Для того чтобы после лечения протонной терапией пациент при необходимости мог пройти дальнейшее лечение, Центр ProCure сотрудничает с Центром СентраСтейт Хелскеа Систем, где могут проводиться малоинвазивные вмешательства, лучевая терапия, химиотерапия, гормональная и иммунная терапия. В этом центре проводятся различные клинические исследования, которые дают пациенту возможность избавиться от рака.
Области лечения протонное терапией:
- онкологические заболевания у детей;
- опухоли головного мозга и основания черепа;
- опухоли головы и шеи;
- опухоли легких;
- рак предстательной железы;
- рак поджелудочной железы;
- опухоли и метастазы позвоночника;
- меланома глаза;
- другие сферы лечения протонной терапией: лечение доброкачественных опухолей, эпилепсии, болезни Паркинсона, артериовенозных мальформаций, дегенерации макулы и тяжелых форм ревматизма.
Основные преимущества лечения протонной терапией по сравнению с традиционной радиотерапией:
— минимальное повреждение здоровых тканей и связанная с этим возможность лечения опухолей, находящихся вблизи жизненно важных органов, что особенно существенно при лечении опухолей детского возраста;
— низкий риск побочных эффектов в процессе и по окончании радиотерапии, а также более быстрое восстановление пациентов после лечения;
— снижение риска рецидивов злокачественных опухолей благодаря точной фокусировке протонной терапии и возможность увеличения дозы радиации, направленной на опухоль, при одновременной защите от нее близлежащих здоровых тканей;
— большая вероятность полного уничтожения опухолевых клеток и шанс продления жизни пациентов с сохранением ее высокого качества при применении протонной терапии при онкологии.
Светлана Вербицкая, Руслан Кириченко. Фото из архива онкологических центров