Слово «надежда» врачи Клиники при Хайдельбергском Университете успели выучить на разных языках. Ведь именно в Германию на лечение приезжают пациенты с очень сложными диагнозами, такими как рак головного мозга (глиобластома). Лозунг клиники — «Наука во благо здоровья». Это место, где исследования и разработки новейших методов диагностики и лечения различных заболеваний не останавливаются ни на минуту вот уже 600 с лишним лет!
Чтобы познакомить русскоязычных пациентов с инновациями нейрохирургии в Германии, немецкая медсервисная компания Junisa организовала ознакомительный тур в Хайдельберг для журнала DoctorGEO. Мы выражаем благодарность компании за уникальную возможность побеседовать с врачами мирового уровня, работающими в клинике Хайдельбергского университета.
Junisa является партнером университетской клиники и берет под опеку пациентов из стран СНГ, организовывая не только лечение, документальное оформление и переводческое обеспечение, но и мощную информационную поддержку.
Все возможности нейрохирургии Германии в одной клинике
Мы беседуем с заведующим отделением нейрохирургии Клиники при Хайдельбергском Университете профессором Андреасом Унтербергом. В отделении под его руководством проводятся около 600 нейрохирургических операций в год, каждая из которых требует филигранной техники и высочайшего профессионализма.
Особенность нейрохирургии в Германии: мы оперируем пациентов, которые находятся в сознании! Под местной анестезией. Бывает, что такие опухоли могут затрагивать речевой или двигательный центры. Чтобы их не повредить, мы оставляем пациента в сознании. Пациент разговаривает с нами, с психологом, и при этом у него вскрыта черепная коробка! Мы можем и русских пациентов так оперировать, потому что у нас работает психолог из России.
— У вашей клиники есть серьезное преимущество: практикующие хирурги в сложных случаях всегда могут обратиться за помощью к специалистам университета. Что от этого сотрудничества выигрывает пациент?
— Наша клиника занимается всеми нейрологическими проблемами, связанными с головным и спинным мозгом, в том числе раком головного мозга. Помимо удаления опухоли, пациенты часто нуждаются в специализированной диагностике, химиотерапии, облучении и других узкоспециализированных процедурах. Пациент может все это получить в одном месте, и в этом огромный плюс лечения рака мозга в Германии. Помимо этого, мы всегда можем очень быстро созвать медицинский консилиум и выработать наилучшую для пациента стратегию лечения. Это особенно важно, если речь идет о глиобластоме.
— Какова доля нейрохирургии онкологических заболеваний во всей работе отделения?
— Приблизительно 20-25%. Зачастую трудно точно сказать, где начинается нейроонкология и где она заканчивается. В первую очередь, это злокачественные опухоли опухоли головного мозга и спинного мозга. Но есть и доброкачественные новообразования, которые мы тоже оперируем, облучаем, но не делаем химиотерапию. Например, очень редкие опухоли слухового нерва.
— Как долго люди живут с диагнозом рак головного мозга?
— Первое и самое важное — на какой стадии была обнаружена раковая опухоль мозга. Если 4-я, последняя, то средняя продолжительность жизни после операции — 18 месяцев. Если опухоль на 3-й стадии, то можно говорить, что пациент проживет еще 5-6 лет. Во 2-й стадии — 10-15 лет. А если в 1-й стадии и радикально прооперирована, то человек может жить еще очень долго. Второй момент — удалены ли все метастазы, если такие успели образоваться.
— Как обеспечивается безопасность пациента во время лечения рака мозга в Германии?
— Прежде всего это — интраоперативное МРТ. Это наша гордость. Мы проводим операции на мозге и в это же время делаем МРТ-исследование мозга. Также вводим специальные флюоресцирующие жидкости, которые подсвечивают клетки опухоли. Чтобы обеспечить безопасность пациента во время операции мы используем электро-физиологический мониторинг.
И вторая особенность нейрохирургии в Германии: мы оперируем пациентов, которые находятся в сознании! Под местной анестезией. Бывает, что такие опухоли могут затрагивать речевой или двигательный центры. Чтобы их не повредить, мы оставляем пациента в сознании. Пациент разговаривает с нами, с психологом, и при этом у него вскрыта черепная коробка! Мы можем и русских пациентов так оперировать, потому что у нас работает психолог из России.
— Есть ли альтернативные пути лечения опухолей спинного мозга, кроме операций?
— На сегодняшний день оперативное вмешательство незаменимо. Существует два вида опухолей спинномозгового канала: те, что растут за его пределами, и те, что разрастаются внутри. Именно последние тяжело поддаются удалению, поскольку их стенки срастаются со спинным мозгом. Инновация состоит в том, что такую опухоль полностью не удаляют, а вычищают изнутри. Остается только оболочка.
– Могут ли пациенты вести нормальную жизнь после таких операций?
— Многие — да. Вчера я прооперировал пациентку из России с опухолью спинного мозга. Она приехала на лечение в Германию в каталке — это уже поздно! Сегодня утром она уже могла поднимать ноги в кровати. Это хороший знак, она снова сможет ходить. Но полностью здоровой она не будет. Результат был бы гораздо лучше, если бы она поступила к нам раньше. Люди должны внимательнее относиться к себе. Если начинаются нарушения со стороны мочевого пузыря, например, или ухудшение тактильных ощущений, головокружения, тогда обязательно следует сделать МРТ спинного мозга.
Организация лечения рака мозга в Германии
Компания Junisa, являясь партнером Клиники при Хайдельбергском Университете, оказывает услуги по организации лечения рака головного мозга (глиобластомы) в Германии для русскоязычных пациентов. Даже для тех, кто обращается в клинику напрямую, Junisa выполняет функцию международного отдела — предоставляет переводчиков, обеспечивает документальное оформление, создавая максимально комфортные условия для пребывания в стране. И, что очень важно, ускоряет время обработки запроса. Ведь время для больных раком головного мозга — один из главных факторов успеха в лечении.